Юровичи

История монастыря

Агрогородок Юровичи – современный посёлок в Калинковичском районе Гомельской области. Тут имеются общеобразовательная школа-сад, дом культуры, участковая больница, пожарная станция, сельскохозяйственное предприятие “50 лет БССР”, два магазина, лесничество, агро-усадьба на берегу озера “Литвин”, православный монастырь Рождества Богородицы, проживает около 700 жителей. Рядом протекает река Припять – главная водная артерия беларуского Полесья. Юровичи – восточная часть Полесья.

 

1-01.jpg

Илл. 1. Общий вид на монастырь в а.г. Юровичи. Фото Зиновенко В. 2018 г.

 

Восточное Полесье – как и вся Беларусь, край с древней тысячелетней историей. Эта территория характеризуется низменным ландшафтом с древними лесами и непроходимыми болотами. И как сказочное место среди болот и заливных припятских лугов возвышается над ними огромная Юровичская гора.

Это высокое и сухое место издревле привлекало к себе людей – именно тут находится самая древняя стоянка первобытного человека на территории Беларуси, возникшая около 26,5 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита, когда кроманьонцы ещё охотились на мамонтов. С тех времён люди постоянно обитали в окрестностях современных Юрович, о чём свидетельствуют многочисленные древние памятники.

По данным археологии, в ІХ-ХІ вв., в эпоху Киевской Руси, на Юровичской горе (над стоянкой древнего человека) возник огромный город, укреплённая часть которого занимала площадь около 7,6 га, состоявший из укреплённый детинца и окольного города, а также неукреплённых посадов. Как тогда назывался этот город в истории осталось неизвестным, но по своим размерам на то время он был сопоставим с наиболее древними известными городами восточных славян – с Черниговом, Новгородом, Псковом другими (второй по размерам после г.Полоцка (около 11 га), существовавших в то время на территории современной Беларуси). Все эти факты, а также ряд других, позволили беларускому археологу О.В. Иову выдвинуть научно обоснованную гипотезу, что именно Юровичское городище является древним летописным городом Туровом, центром одной из первых христианских епархий (1005 г.) в Восточной Европе, центром огромного княжества, доставшимся в правление сыну князя Владимира Святополку. Однако, в результате междоусобной борьбы после смерти князя Владимира, Святополк был изгнан киевским князем Ярославом (Мудрым), его стольный город был уничтожен, а центр княжества был перенесён вверх по Припяти, на то место где и сейчас находится город Туров. Так это было на самом деле или нет, но каждый год экспедиция Академии наук Беларуси, под руководством кандидата исторических наук О.В. Иова, проводит археологические раскопки на Юровичском городище, пытаясь подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Собственно само название «Юровичи» на страницах древних документов впервые фиксируется с 1510 г. С того времени и вплоть до начала ХХ века Юровичи являлись самым крупным поселением на территории всего современного Калинковичского района.

Значительные изменения произошли после окончания кровопролитных войн середины XVII в., в результате которых Полесье (как и вся Беларусь) было абсолютно опустошено. На этой обезлюдившей после войны территории развернули активную миссионерскую деятельность монахи ордена иезуитов, резиденция которых находилась в соседнем Овруче (Житомирская обл. Украины). В 1673 г. тут возникла миссия, преобразованная в 1754 г. в резиденцию. С тех пор именно монастырь стал центром жизни Юрович и всего этого края.

 

ОБРАЗОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ

Об основании монастыря сохранилось предание, описанное ещё в середине XVIII в.

В 1673 г. монах-иезуит Мартин Тыравский путешествовал по Волыни и беларускому Полесью с миссионерской деятельностью. При нём были чудотворный образ Матери Божьей, который во время перевозки он предусмотрительно упаковывал в сундук. Побывав в том числе и в Юровичах, о.Мартин решил ехать далее, но его кони стали как вкопанные и не могли ехать далее. Неожиданно с неба он услышал голос, который произнёс: “Сколько ты ещё будешь меня закрывать и арестовывать? Почему об почитании моём не беспокоишься? Пришло уже время меня тут оставить и выставить для всеобщего богослужения верующим”. Впечатлённый этим голосом Мартин Тыравский тот-час же решил прислушаться к пожеланиям Богоматери, однако чтобы не было какого-либо заблуждения просил её ещё раз каким-либо образом подтвердить свою волю. Походив вокруг лошадей он поднялся на гору, где нашёл место какого-то древнего города, от которого остались только валы, и там решил строить каплицу (часовню). Утром к нему пришла местная женщина, которую он ранее не видел, и сказала ему, что ей приснилось лицо Богоматери, в окружении какого-то особенного блеска, и она услышала голос “Иди и найди монаха в Юровичах, и выскажи ему от моего имени, чтобы волю мою, наконец, исполнил. Сколько же ещё в тени похороненная я не буду показана миру?”. Тогда стал о.Мартин показывать ей разные изображения Богоматери, бывшие при нём, и только когда показал икону с чудотворным образам, женщина сказала, что это именно тот образ, который она видела во сне.

Так понял о.Мартин, что теперь точно должен исполнить волю Богоматери. Стал он со своим товарищем рубить деревья для стен, тесать балки и за короткое время возвел капличку, в который с большой торжественностью внесли образ Богородицы.

Сохранилось изображение этой каплички в книге ХІХ века, где она представлена небольшим одноэтажным сооружением из двух помещений – прямоугольного сруба и гранёной апсиды, накрытых двухскатной крышей с небольшой главкой-сигнатуркой (илл. 2). В 2008 г. археологи нашли место, где размещалась эта капличка – на высоком мысу, прямо над местом стоянки первобытного человека. Как и сообщали авторы XVIII века, рядом до сих пор находятся валы древнего Юровичского городища. Во время раскопок на месте каплицы были найдены фрагменты стеклянных ритуальных чаш, печные изразцы с символами ордена и Богоматери, фрагменты керамики, которые теперь хранятся в фондах Академии наук и по договорённости с археологами будут выставлены в новосозданном официальном музее Юровичского монастыря (илл. 3).

 

 

 1- 02.jpg

Илл. 2. Общий вид на каплицу и монастырь в м.Юровичи. Литография средины ХІХ века.

 

 

 

 1- 03.jpg

Илл. 3. Одна из ритуальных чаш, найденная во время археологических раскопок 2008 г. на месте первоначальной каплицы в Юровичах. Фото Е.Маликова

СТРОИТЕЛЬСТВО КАМЕННОГО МОНАСТЫРЯ В XVIII ВЕКЕ

С конца XVII в. миссия в Юровичах постепенно разрастается – местные жители, обращаясь к чудотворному образу Богоматери, щедро жертвовали деньги и земли на содержание монастыря. В 1674 г. местные шляхтянки – Барбара Лозка (Лозчина) и Марианна Байбузинка Катарская подарили юровичскому монастырю своё имение Юровичи. Кроме этого, Барбара Лозка подарила монастырю ещё три соседние деревни – Пеница, Хобное и Крышичи, а также значительные денежные средства. В 1677 г. жена речицкого маршалка Настасья Пагирская завещала юровичскому монастырю своё имение Хазин. В 1683 г. король Речи Посполитой Ян ІІІ Собесский дал Юровичам права местечка, в том числе право на свободную торговлю и проведение ярмарок, которые были подтверждены в 1727 и 1778 гг. Всё это содействовало росту и укреплению монастыря, а также и самого поселения Юрович.

Прослышав о многочисленных чудесах и исцелениях, происходящих от чудотворного образа Божьей матери, люди тысячами стекались к юровичскому монастырю. Щедро жертвовали местные жители, особенно шляхта, и на строительство нового каменного здания монастырского комплекса, возведение которого проводилось на соседнем холме в 1717-1758 гг.

В результате почти 40 лет строительства возник огромный и благоустроенный архитектурный комплекс в стиле зрелого барокко, состоявший из здания храма, двухэтажного с подвалом здания коллегиума, каменных и деревянных хозяйственных построек. Весь комплекс был обнесён высокой кирпичной стеной, представляющей в плане вытянутый прямоугольник, с восьмью оборонительными башнями и главными воротами напротив входа в храм. Точный автор проекта пока не известен, в документах под 1743 г. упоминается лишь «архитектор из Волыни». Однако стилистический и сравнительный анализы, а также другие косвенные данные свидетельствуют, что наиболее вероятным автором юровичского комплекса был Павел Гижицкий (Paweł Giżycki, 1692-1762) – известный архитектор Речи Посполитой XVIII в., монах ордена иезуитов.

Как выяснила известная исследовательница монастырского и храмового строительства Беларуси ХVI – XIX вв. И.Н. Слюнькова, по своему рисунку и оформлению башни юровичского храма имеют большое сходство с башнями храма бернардинского женского монастыря в Бресте (построен в 1750 г., не сохранился). Судя по всему, это единственные примеры барочных католических храмов на территории Беларуси, двойные фасадные башни которых изначально были возведены с луковицевидными завершениями. Модно допустить, что на такое оформление этих храмов повлияло наследие местной православно-униатской традиции в архитектуре южной Беларуси, а также творчество одного автора.

Сохранилась описание монастыря 1829 г., согласно которому юровичский храм представлял собой трёхнефную базилику, увенчанную двумя башнями с вытянутыми куполами на главном фасаде и небольшой башней-сигнатурной средней частью. В южной башне размещалось три небольших колокола, в северной – часы, которые отбивали часы и четверти. Внутри храм имел 11 алтарей, украшенных объёмной барочной резьбой. На монастырском дворе размещались дубовый колодец (глубиной около 37 м), мельница (приводил в движение вол), кузня, пивоварня, пекарня, житница, ледник, конюшня и возовня, при монастыре размещался сад с яблонями, сливами и вишнями. Также известно, что в 1756 г. при монастыре открыта школа, преобразованная в 1757 г. в среднюю, а также музыкальная бурса (с 1765 г.), театр и библиотека, которая насчитывала более 200 книг XVI-XVIII веков издания.

 

ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ В КОНЦЕ XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

В 1773 г. орден иезуитов в Европе был ликвидирован. Имущество и учебные заведения, принадлежавшие иезуитским монастырям в Речи Посполитой, были изъяты в пользу специально образованной сеймом Эдукационной комиссии, которая занималась реформой системы образования в нашей стране. Земли монастырей были распроданы – так земельные владения, принадлежавшие Юровичскому монастырю (около 2280 га), были выкуплены местными крупными землевладельцами Оскерками, позже перешли к Солтанам, а в 1875 г. перешли в собственность купца Бакуненко.

Изъятие земель подорвало материальную стабильность юровичского монастыря. Монахи-иезуиты находились в Юровичах до 1783 г., когда монастырь был передан монахам-капуцинам, которые отказались от него в 1787 г. С 1787 по 1799 г. монастырём руководили монахи-доминиканцы. С 1799 по 1832 г. монастырём управляли монахи-бернардинцы, прибывшие из соседнего Мозыря.

Во время восстания 1830-1831 гг. на территории Польши, Беларуси и Литвы против Российской империи юровичские монахи поддержали повстанцев. В результате, после подавления восстания, в 1832 г. монастырь был закрыт, а его здания переданы военному ведомству. Судя по всему, какое-то время в стенах монастыря располагались российские военные, тогда же были и сделаны точные обмеры монастырских построек, сохранившиеся до нашего времени.

В 1842 г. из Петербурга было получено указание, вернуть монастырь католикам, но уже не как монастырь, а как приходской храм. Католические авторы сообщают, что данное событие произошло в результате сна, увиденного женой императора Николая І, хотя более правдоподобной представляется версия, что возвращение стало результатом многочисленных ходатайств местного католического населения.

 

ПЕРЕДАЧА МОНАСТЫРЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Наученные горьким опытом восстания 1830-1831 гг. юровичские монахи не приняли участия в восстании 1863-1864 гг., вспыхнувшем на территории Польши, Беларуси и Литвы. Но несмотря на это военный начальник Мозырского и Речицкого уездов доносил губернскому начальству: «юридических фактов об участии ксендзов в мятеже хоть и нет, но нет сомнения в их политической неблагонадёжности». После подавления этого восстания генерал-губернатор М.Н. Муравьёв выдал предписание минскому губернатору о необходимости закрыть многочисленные католические храмы и монастыри на территории всего края, в том числе костёл в Юровичах, что и было сделано через две недели.

Викарий ксёндз Сенчуковский, свидетель событий, так рассказывал об этом: «В Юровичи прибыла сотня казаков, которые на протяжении четырёх часов рубили топорами алтари в костёле, разбили статуи 12 апостолов и орган, стоимость которого превышала 6 тысяч рублей… Это возмутило меня до глубины души… Казаками командовал военный начальник уезда майор Стефанович». Никто тогда не задумывался, что царские солдаты, рубившие топорами и саблями алтари и орган в католическом храме в 1864 г., через 60 лет с такой же самоуверенностью и верой будут уничтожать и православные святыни, священников ссылать в Сибирь, а саму царскую семью расстреляют под Екатеринбургом. Посеявший ветер – пожнёт бурю …

Костёл был передан православным и 8 сентября 1865 г. освещён в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На новое освящение храма съехались многочисленные представители духовенства и верующих из Мозырского и Речицкого уездов. С целью зримого утверждения проводимой царским правительством политики в 1873-1876 гг. барочное здание юровичского храма было достроено огромным куполом над алтарной частью и ещё восьмью куполами (луковицами) в соответствии с правилами придуманного незадолго до того (в 1830-1840-е гг.) «псевдорусского» стиля. Для этой цели казной специально была выделена сумма в 12 000 рублей. Такой «лес» из 12 луковиц разных размеров значительно исказил первоначально единый художественный образ не только храма, но и всего монастырского комплекса, придав ему значительную эклектичность и ненатуральность (илл. 4). Как выяснила исследовательница И.Н. Слюнькова, наблюдал за перестройкой бывшего здания костёла секретарь Строительной и дорожной комиссии Минской губернии Иван Григорьевич Иванов – выходец из белорусских губерний, отучившийся в 1843-1852 гг. в Строительном училище в Петербурге.

 

 

 1-04.jpg

Илл. 4. Вид бывшего костёла в м. Юровичи, после перестройки в православный храм.

Фото около 1928 г.

 

Сохранилось несколько свидетельств современников, живописно описавших массовость почитания местным населением юровичской иконы в конце ХІХ в., а также и некоторые другие аспекты её культа.

Так известный польско-беларуский этнограф, уроженец здешних мест, Чеслав Петкевич описал в своей книге “Речицкое Полесье” разговор местных жителей, который он слышал в 1860-1880-х гг., о том, кто, по мнению крестьян, из святых более почитаем:

“Ось пайдзі на хвэст у Стралічаў к сьвятому Міхайлі, а шчэ лучшай у Храпкаў к старшаму сьвятому, к угодніку Мікалаю, то пабачыш, сколькі там народу ў цэркві? – так, як бывае на ліхой ральлі, што, маўляў, “колас ад коласу не чуе голасу!”. А заглянь у Юравічы, к Чудатворнай Божай Мацеры, што там робіцца? Ось што: не толькі паўнюсенькая цэркаў людзей, да і в аградзі негдзе пальца ўваткнуць!”.

 

 

 1-05.jpg

Илл. 5. Группа священников и прихожан Юровичской церкви на пороге храма. Фото нач. ХХ в.

Как и во времена католических орденов, так и в период принадлежности юровичской святыни православной церкви, вплоть до революционных событий начала ХХ века, храм и чудотворный образ продолжали отыгрывать важнейшую роль в жизни местного населения, фактически являясь духовным центром, душою всего здешнего края (илл. 5).

СУДЬБА МОНАСТЫРЯ В ХХ ВЕКЕ

Значительные изменения произошли после революций 1917 г. Ещё несколько лет в храме продолжал служить последний юровичский священник Александр Бирюкович (по воспоминаниям местных жителей, после смерти его и его жену похоронили на церковном дворе перед храмом). Однако, в 1928 г. в бывшем корпусе коллегиума разместился детский дом. Судя по всему, приблизительно в это же время был закрыт и юровичский храм, который стал использоваться как хозяйственное помещение при детском доме.

Практически без разрушений храм пережил и Вторую мировую войну – во время немецкой оккупации комплекс использовался как оборонительный пункт для немецкого гарнизона, в здании коллегиума жил немецкий врач. По свидетельству местных жителей, единственное разрушение в храме за время войны – во время освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, в одну башен, где сидел немецкий наблюдатель, попал снаряд.

Несоизмеримо большие разрушения монастырский комплекс получил уже в послевоенный период. В это время в здании коллегиума опять разместился юровичский детский дом-интернат, а здание храма никак не использовалось, хотя и Гомельский облисполком поднимал вопрос о целесообразности приспособления его для нужд детского дома или сохранения как памятника архитектуры (февраль 1957 г.). Однако, несмотря на наличие официального статуса, по воспоминаниям старожилов уже в 1958 г. по указанию местного председателя колхоза храм начали разбирать на кирпич. Этому в значительной мере поспособствовали и сами местные жители – тотальный дефицит строительных материалов в советское время (которые даже при наличии денег невозможно было купить), вынуждал людей разбирать для нужд личного строительства всё, что плохо охранялось. Такая же судьба выпала и юровичскому храму – к середине 1990-х гг. в нём целиком были уничтожены крыша, пол, стена правого нефа, щипец фронтона, завершения башен и многое др. (илл. 6, 7, 8). И сейчас во многих домах жителей Юрович имеются возведённые из монастырского кирпича подвалы и фундаменты, а местные мужчины в приватном разговоре с гордостью расскажут о том, “Да знаешь, сколько я кирпича я в том костёле навыламывал себе на фундамент, когда сарай строили!”. Так как в здании коллегиума размещался дом-интернат, это уберегло его от разрушения мародёрами.

 

   

 1 -06.jpg

Илл. 6. Вид на разрушенный правый неф Юровичского храма. Фото Е.Маликова, 2006 г.

 1-07.jpg

Илл.7. Центральный неф храма. Фото Е.Маликова, 2006 г.

 

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ КОМПЛЕКСА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

В конце 1980-х гг. детский дом из Юровичей был переведён и некоторое время в здании бывшего коллегиума размещалась медицинское учреждение. После распада Советского союза в 1990-х гг. началось активное возвращение бывших культовых сооружений верующим различных конфессий. Количество верующих-католиков в этом регионе и в начале ХХ в. было не очень многочисленным, а после 70 лет антирелигиозной политики коммунистов, их число сократилось фактически до нескольких десятков человек даже в таких крупных городах, как Мозырь и Калинковичи. Получив в 1990 г. здание бывшего Михайловского костёла (1745 г. постройки) в предместье Кимборовка г.Мозыря, объединив все усилия католическая община только в 1995 г. смогла его восстановить и освятить. С того времени это главный католический храм для Мозырского и Калинковичского районов. Нужно признать, что ситуация с количеством католиков в этом регионе и через 20 лет не намного изменилась – в 2015 г., когда возник вопрос о передаче комплекса зданий бывшего цистерцианского монастыря XVIII в. в г.Мозыре католической общине города, Пинская католическая епархия официально отказалась принять его, объяснив данное решение скудными финансовыми возможности, недостаточными для восстановления древнего памятника.

Учитывая такую ситуацию, вопрос о возращении Юровичского монастыря этой конфессии никогда не поднимался. Учитывая, что вплоть до закрытия храма в 1920-1930-е гг. Юровичская обитель принадлежала православной церкви, в 1993 г. комплекс был передан в ведение Туровской православной епархии под монастырь. Нужно признать, что именно передача Юровичского монастыря православной епархии позволила сохранить этот уникальный для Гомельской области архитектурный ансамбль XVIII в. от окончательного разбора на кирпичи местными жителями, особенно усилившегося после выезда из этих стен детского дома.

 

 

 1-08.jpg

Илл. 8. Общий вид Юровичского монастыря перед началом реставрации. Фото Е.Маликова, 2006 г.

В современном состоянии монастырь в Юровичах представляет большой хозяйственно-религиозный организм, который, как и в древние времена, продолжает отыгрывать важнейшую роль в духовной и просветительской жизни этого края. Сегодня православному монастырю принадлежит корпус коллегиума и несколько домиков на территории комплекса. Сам разрушенный собор и ограда с воротами (брамой) принадлежат государству. С 2007 г. с переменным успехом государство проводит реставрационные работы в храме и на окружающей монастырь ограде, возвращая комплексу первоначальный облик – по состоянию на 2019 г. уже восстановлены ограда и её башни, стены храма и его крыша, а также луковицевидные навершия фасадных башен, своей формой близкие к первоначальным барочным. Ведутся работы по восстановлению фасада храма и его интерьеров.

Сегодня основная часть монастыря огорожена, как и в давние времена, высокой кирпичной оградой, с воротами и восемью восстановленными круглыми башнями, образуя прямоугольник размерами около 90х180 м. К юго-восточной части монастыря с внешней стороны примыкает хозяйственный двор и небольшой огород. По состоянию на 2019 г. в монастыре живёт четыре монаха и один инок, а также несколько трудников.

Важнейшую помощь в восстановлении основного монастырского корпуса – двухэтажного здания бывшего коллегиума, оказывают небезразличные люди – именно их стараниями и пожертвованиями восстановлены оба жилых этажа здания, проведено отопление и канализация. Огромную работу по расчистке подвала коллегиума от многих тонн земли и мусора, накопившихся за последние сто лет, проделали волонтёры из Гомеля – студенты-архитекторы Белорусского государственного университета транспорта, которые начиная с 2006 г. каждое лето во время своих каникул добровольно и бесплатно приезжают помогать восстанавливать монастырь (илл. 9-10). Также большая работа ими проделана и по изучению малоизвестных страниц истории монастыря, разрабатываются дипломные проекты благоустройства монастырской территории.

 

   

 1-09.jpg 2-01.jpg

Илл. 9-10. Студенты-архитекторы из Гомеля во время волонтёрских работ по расчистке от мусора и земли подвальных помещений под монастырским корпусом (бывшее здание коллегиума). Фото Е.Маликова, 2015 и 2017 гг.

Каждый из волонтёров и фундаторов (спонсоров), вносящих свой посильный вклад в восстановление юровичской святыни, руководствуется разными, глубоко внутренними причинами. Но для каждого из них очевидно, что восстанавливая Юровичскую святыню мы восстанавливаем тот духовный баланс и моральные ориентиры, которые были почти целиком уничтожены за время правления коммунистической, человеконенавистнической власти в нашей стране. Также мы восстанавливаем и самый яркий из четырёх, каким-то чудом не снесённых, памятников архитектуры стиля барокко на территории всей Гомельской области. Памятник, связывающий нас с древними и глубокими основами европейской и беларуской культур, в котором как в зеркале отразился сложный, многоплановый и противоречивый ход истории нашей страны.

Важно отметить, что профессиональная архитектура Юровичского храма своим высоким художественным и качественным исполнением оказала заметное влияние на развитие местной художественной традиции, в частности на декоративное оформление народной архитектуры калинковичско-мозырского региона – в оформлении наличников окон, форме усадебных ворот и др.

ИКОНА

Для понимания значения Юровичского монастыря для жителей Восточного Полесья чрезвычайно важно осознать тот факт, что этот огромный каменный комплекс, выполненный в изящном стиле зрелого барокко, самый большой по площади на территории современной Гомельской области, на строительство которого в первой половине XVIII в. пошло неимоверное количество денег и работы высоко квалифицированных мастеров – был возведён лишь с одной целью. Этот величественный архитектурный комплекс является всего только красивой шкатулкой, драгоценным реликварием для сохранения самой главной святыни этого края – чудотворного образа Юровичской Божьей матери (илл. 11).

Уже сам факт того, что на жертвы богомольцев был возведён такой огромный комплекс, свидетельствует о глубочайшей вере и почтении к чудотворному образу. Монастырь – сердце этого края, а чудотворный образ – его душа, которая делает сердце и всё тело живыми.

Разнообразные чудеса и исцеления, связанные с обращением к юровичской иконе, были настолько удивительными и в таком большом количестве, что их уже в середине XVIII в. ксёндз Франтишек Колерт их описал и издал отдельной книгой па польском языке, отпечатанная в 1755 г. в Несвиже (252 страницы) – «Krynice cudownych łask Maryi z Jurowickich Gór wynikające…» («Источники чудотворной благодати Марии с Юровичских гор происходящие…») (илл. 12).

 

   

 2-02.jpg2-03.jpg

Илл. 11. Чудотворный образ Юровичской Богоматери.

 

Илл. 12. Титульная страница о чудесах образа Юровичской Богоматери.

 

Со времени своего появления образ одинаково почитался верующими обоих христианских конфессий – и православными, и католиками: с 1673 г. образ находился в католическом храме и, по свидетельству источников, в крестный ход к нему ходили православные верующие, в том числе православные монахи из Киевской Лавры – для действительно верующих людей важна была не физическая принадлежность иконы одной из конфессий, а Божья милость чудесным образом происходящая через неё.

Наиболее ранние сведения, касающиеся Юровичского образа, относятся к 1630-м гг. В это время коронный гетман (руководивший польской частью армии Речи Посполитой) Станислав Конецпольский вёл с переменным успехом военные действия против взбунтовавшихся казаков на территории Украины. С целью сохранения своего имущества от разграбления казаками он передал его на хранение в иезуитский коллегиум г.Бар (Украина), а оттуда вещи вскоре были перевезены в коллегиум г.Львова.

Во Львове, монах-иезуит разбирая для просушки вещи гетмана, нашёл среди них прекрасно выполненный образ Богоматери, который он поставил у себя в келье для молитв. Его примеру последовали и другие монахи, среди которых был один тяжело больной. Однако помолившись перед иконой об исцелении, он неожиданно выздоровел. Весть о чудесном выздоровлении достигла и Краковского коллегиума, где в то время находился о.Мартин Тыравский. Он загорелся идеей отправится с этой иконой в миссионерское путешествие, однако не имел никакой возможности. Уже будучи военным капелланом о.Мартин Тыравский упросил внука гетмана, Станислава Яна Конецпольского, о том, чтобы последний подарил ему чудотворный образ. Станислав Ян, будучи сам человеком набожным, долгое время не хотел отдавать свою семейную реликвию, однако в конце-концов видя искреннюю настойчивость просителя, специальным письмом подарил икону о.Мартину Тыравскому. Последний вместе с этим документом поехал во Львов, где от местного ректора коллегиума получил чудотворный образ. Вместе с полученной святыней он начал ездить по Волыни, а позже и по Полесью с миссионерской деятельностью, и в 1673 г. заложил основы юровичской обители. Каким образом эта икона появилась у гетмана Станислава Конецпольского – неизвестно.

По своей иконографии юровичский чудотворный образ относится к иконописному типу изображения Богоматери, называемый “Одигитрия”, который по преданию впервые был написан св.Лукой. На иконе изображён Христос в виде отрока, восседающий на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит книгу. Богоматерь представлена в поясном изображении.

По особенностям исполнения и был написан, судя по художественным особенностям, в начале или в первой половине XVII в. на территории востока Речи Посполитой. На это время и территорию ясно указывают растительный орнамент фона и корона, выполненные в технике позолоченной резьбы по левкасу, моделировка деталей фигур светотенью, живые, чувственные облики Богоматери и Иисуса и т.д. В художественном плане икона выполнена в соответствии с православными (византийскими) традициями, но под сильным барочным влиянием, проводником которого в Речи Посполитой было католичество. Учитывая этно-конфессиональную специфику начала XVII в. представляется наиболее правдоподобным, что создание такого образа было осуществлено в одном из крупных православных братских центров востока Речи Посполитой (Вильна, Могилёв, Орша, Киев и др.). Но наиболее вероятным местом происхождения образа представляется г.Львов – город с мощнейшими традициями православной, католической и униатской культур. Из западной Украины, из Львова, собственно, чудотворная икона и попала в 1673 г. в Юровичи.

Со второй половины XVI в. именно Львов становится самым крупным на Украине художественным центром. В это время, достаточно толерантное и веротерпимое в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ), во Львове православные мастера входили в один цех (живописцев, резчиков по дереву, ювелиров) с католиками, участвуя в украшении не только православных, но и католических храмов. К тому же в ВКЛ не существовало такого строгого контроля над иконописцами, как в Московском государстве, где власть церковных иерархов была весьма значительной. Всё это содействовало более тесному обмену новейшими художественными достижениями и приёмами между православными живописцами и католиками, расширяло их палитру изобразительных средств, в том числе и в стиле барокко. Львовская школа живописи не расчленяется по принципу вероисповедания, тем более “по крови” её художников – стиль этой школы соединил традиции нескольких народов, истории искусства которых она принадлежит в равной мере – в этом и заключается её своеобразие. Отношение к православным мастерам изменилось к концу XVI в, после заключения Люблинской и Брестской уний. Однако о том, какую значительную роль в это время в львовском цехе живописцев играли православные мастера, можно судить по грамоте львовского католического епископа Яна Соликовского, выданной новосозданному цеху живописцев в 1597 г. (в который православным вступать уже воспрещалось): “Неведомо в какие бесчесные времена возникло ехидное лукавство схизматов… и довело их до такой предерзости, что людям католического вероисповедания вовсе не дают овладеть искусством живописи, исключая их из своей среды, чтобы получить возможность удовлетворить свою склонность к тому, чтобы хвастать, заноситься и, что так коробит наш слух, – глумиться над нами, что мы в костёлах умиленно чтим дело их рук”.

Несмотря на явную религиозную нетерпимость, представленную в данном фрагменте древнего документа, озвученная в нём характеристика наиболее точно описывает общественно-художественные условия возникновения образа Юровичской Богоматери.

Чудотворный образ хранился в алтаре Юровичского храма вплоть до 1864 г., когда храм был забран у католической церкви и передан православной. Незадолго до этого последний юровичский ксёндз Гуго Годзецкий получил сведения из Петербурга о том, что костёл будет закрыт. По договорённости с местной шляхтянкой Габриеллой Горватт (из рода Ваньковичей), женою маршалка (“предводителя дворянства”) Речицкого уезда, образ тайно был заменен на копию, которую ещё в 1855 г. местная художница Ядвига Киневич сделала для собственных нужд. На копию были также возвращены и серебряные с позолотой оклад и корона чудотворного образа, а также все вотивные пожертвования

В мае 1885 г., незадолго перед смертью, пани Горватт отвезла чудотворную икону в Краков, в Польшу, и передала на сохранение монахам-иезуитам краковского коллегиума в костёл святой Барбары (расположен в самом центре Кракова, рядом с кафедральным Мариацким костёлом), где он хранится до сегодняшнего дня (илл. 13). На пожертвования проживавших в Кракове «pobożnych Polek i Litwinek» – «набожных полек и литвинок» (выходцев с Великого княжества Литовского) были сделаны для образа новые серебряные украшения, оформлен алтарь (илл. 14).

 

   

       2-04.jpg 2-05.jpg

Илл. 13. Костёл св.Барбары в Кракове, где с 1885 г. сохраняется чудотворный образ Юровичской Богоматери. Фото Е.Маликова, 2009 г.

Илл. 14. Чудотворный образ Юровичской Богоматери в специальном алтаре костёла св.Барбары. Фото Е.Маликова.

 

 

Вся дальнейшая судьба храма в ХХ веке – его закрытие, разграбление и разрушение в советские времена, ясно показали, что только благодаря смелому и неординарному поступку Габриэллы Горватт чудотворный образ – святыня, пережила господство воинственного атеизма и сохранилась до нашего времени (правда не в Юровичах, а в Кракове). В этом поступке бесспорно воплотился промысел Божий и не вызывает сомнений, что именно сам образ Юровичской Божьей Матери посодействовал такому своему спасению.

С опубликованной информации известно, что Габриэлла Горватт, передала чудотворную икону во временное хранение монахам-иезуитам в краковский костёл св.Барбары с некоторыми условиями, оговоренными в её завещании – “Чудотворный образ будет возвращён юровичскому костёлу, когда тот будет возвращён к католическому культу….”.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2006 г., в день когда епископу Туровскому и Мозырскому Стефану местные власти наконец передали документы на монастырь и монастырские постройки, местная жительница принесла в епархию икону, которая, по её словам, когда-то находилась в Юровичском храме (илл. 15). Через несколько лет была обнаружена фотография начала ХХ в., с изображением этой же иконы (к сожалению, без указания места) в окружении цветов и дорогого оклада (илл. 16). Всё это дало возможность предположить, что принесённая бабушкой икона и есть список Юровичской иконы, изготовленный Ядвигой Киневич в 1855 г., которым в 1864 г. заменили чудотворный образ. И хоть по особенностям своего оформления данная икона относится к значительно более раннему периоду, к концу XVIII – началу XIX в., именно этот образ и был принят в нынешнем Юровичском монастыре за список чудотворной иконы Юровичской Богоматери. С этой иконой каждый год, 12 сентября совершается крёстный ход из Мозыря в Юровичи, а на следующий день, 13 сентября, приходится престольный праздник Юровичского храма в честь иконы Богжьей Матери Юровичской Милосердной.

 

   

 

2-06.jpg

Илл. 15. Список чудотворной иконы Юровичской Богоматери, обретённый в 2006

 

  2-07.jpg

Илл. 16. Фотография начала ХХ в. с изображением праздничного оформления списка чудотворной иконы Юровичской Богоматери.

 

Сегодня, в начале ХХІ в., постепенно восстанавливается комплекс сооружений бывшего иезуитского монастыря в Юровичах – теперь тут размещён православный монастырь во имя Рождества Богородицы. Однако, несмотря на реставрацию древних построек – внешней формы монастыря, самого главного – того, что является его стержнем, душою, в нём нет. Нет чудотворного образа Юровичской Божьей матери, ради которого и было в своё время возведено это прекрасное архитектурное сооружение.

Поляки, между прочим, лет двадцать назад подарили Юровичскому монастырю мозаичную копию чудотворного образа, которая и сейчас размещена над входом реставрируемого храма. Также нужно отметить, что в алтаре мозырского костёла стараниями ксендза Юзэфа Дэконьского находится точная копия Юровичской иконы, привезённая из Кракова. Изображения Юровичской иконы Божьей Матери находятся и в алтарях всех костёлов Восточного Полесья. Как и триста лет назад, так и сегодня, Юровичский образ Богоматери почитают и православные, и католики.

Нет сомнений, что несмотря на весь блеск отреставрированного Юровичского комплекса, без чудотворной иконы Божьей Матери он так и не сможет стать тем духовным центром Белорусского Полесья, Гомельщины, каким он был раньше, особенно в конце XVII – начале ХХ вв., когда тут находилась святыня, поклониться которой приходили верующие обеих христианских конфессий с востока всей Речи Посполитолй, от Киева до Вильны, и когда было зафиксировано наибольшее количество чудес. Поэтому, закономерно встаёт вопрос о возвращении в Беларусь, в Юровичи, местной древней христианской святыни. И вот тут возникают сложности.

Из приведённого текста завещания Габриэллы Горватт следует очевидная невозможность исполнения тех условий, которые она оговаривала, передавая образ краковским иезуитам. Однако, ситуация межконфессионального противостояния в конце ХIX века и современные попытки выстроить конструктивный диалог между различными направлениями христианства в условиях нарастающего агрессивного давления со стороны других религий, существенно отличаются. Это даёт шанс на сглаживание исторических обид и противоречий, а значит и на перспективу возвращения чудотворного образа Юровичской Богоматери в её родной дом. Но нужно признать, что процесс этот будет чрезвычайно сложный и займёт много лет.

Таким образом, реставрация архитектурного облика Юровичского храма – это только начало сложного пути. И главное место в этом процессе занимает чудотворный образ Юровичской Божьей Матери – небесной защитницы Восточного Полесья. Его возвращение бесспорно посодействовало б восстановлению духовности, христианских и общечеловеческих ценностей на Гомельщине и всём Белорусском Полесье, а также стало б ярким примером мирного сосуществования, диалога культур и христиан обоих обрядов в современном неспокойном мире.

Маликов Евгений Романович,

историк, кандидат искусствоведения

 

 

3-01.jpg

Илл. 17. Современное состояние Юровичского монастыря. Фото Зиновенко В. 2018 г.